Есть мнение, что ужас этого карантина заключен не в том, что люди оказались заперты друг с другом (звучит, как зачин из фильма ужасов: однушка, Девяткино, семья из трех человек, ребенку шесть…), друг с другом то еще как-то можно или договориться, или дистанциироваться. Да, в однушке. Мы научились игнорировать людей в переполненных вагонах метро, камон.
Самое страшное, что произошло, – мы оказались заперты сами с собой.
*Дьявольский смех*
Нельзя убежать в работу, потому что работы нет. А если и есть, то удаленная, а это совсем не то, как когда надеваешь неудобные туфли, приличную рубашку и натягиваешь на себя роль менеджера, бухгалтера, учителя или секретаря. Ролей не осталось, остался сам факт работы, а это уже не то.
Нельзя убежать в шумные вечеринки с друзьями.
Нельзя убежать в командный или экстремальный спорт.
Нельзя убежать в шоппинг. В бары. В шатание по улицам. В поездки на дачи. В путешествия. В брожение по моллам. В гости. В кинотеатры. В бесцельные поездки по МКАДу, КАДу и где еще было хорошо притопить педаль газа, пока пусто на дороге.
Бежать некуда. Формально все осталось на месте, никто ничего не отобрал. Кроме вот этого элемента про «куда-то себя деть».
Нет кинотеатров, но есть миллиарды фильмов онлайн, но это же не то, правда? Потому что ты не выполняешь всей этой формальной штуки про «я иду в кино» с покупками билетов, попкорном («совсем озверели, да он золотой что ли у вас? давайте большое ведро») и идеей о том, что ты чем-то занят ближайшие часа три-четыре (включая путь до кино и обратно). Я не просто так, я занят!
Онлайн шоппинг предлагает купить хоть гватемальскую залупу с доставкой в Кострому, но мы ж в торговые центры не за вещами ходим, правда? Ага, а кто провел 5 часов в «Икее», в итоге купив только свечек, которых и так девать некуда?
То же с ресторанами, которые и до карантина прекрасно доставляли все что угодно и часто еще и дешевле, чем в заведении. Но кто ж туда есть ходит?
Оно все выполняло страшно важную функцию – занимало время и давало иллюзию того, что ты страшно занят страшно важными делами, и у тебя нет ни секунды, ни капельки, ни вздоха свободного времени.
А теперь вот оно. Все это время. И ты с ним один на один.
Ты с собой один на один.
Со всеми нерешенными внутренними конфликтами. С хуевыми решениями. Со своей совестью. Со своими воспоминаниями. С тревожностью. Паническими атаками. С 15кг на талии в конце концов.
Тебя поместили совсем нагишом внутрь зеркального куба.
Я такое первый раз в жизни испытала на випассане.
Випассана – это такое развлечение для отчаявшихся, когда ты забираешься в какое-нибудь страшно красивое место и живешь там жизнью кого-то среднего между заключенным и монахом. Подъем в 4:30, бетонный ледяной душ, скудная еда, ужасная на вкус, запрещены разговоры, телефоны, записные книжки, чтение, творчество и даже взгляды друг на друга.
В программе работы по храму, лекции и 10-12 часов медитаций в день.
Посреди ебанного ничего.
Если честно, за первые три дня интенсивного пребывания в небывалой близости с самой же собой меня чуть не вырвало.
На третий день я начала планировать самоубийство. Не то чтобы всерьез, но я не могла отделаться от мысли, что я сижу на коленях второй час, а аккурат в метре от меня стоит небольшая деревянная подставка, и если сейчас хорошо размахнуться и резко податься вперед, то острый угол подставки придется точно на лобную часть головы…
Встреча с самим собой для неподготовленного человека – страшное испытание. Но если раньше на такое решались только совсем уж наглухо пизданутые, то теперь в этой ситуации оказались все. Такая массовая психотерапевтическая практика, в которую загоняют с применением физической силы, полицией и огромными штрафами за неподчинение.
Как человек, прошедший этот пиздец, ответственно заявляю – если не сопротивляться, дальше будет лучше. Не легче, а именно лучше.
Когда времени не просто много, а очень много, то мысль «А почему я прокрастинирую так адски?» может получить не только ответ «Потому что не хочу заниматься этой херней!», но и ответный вопрос: «А какой херней хочу?».
Да, первые двадцать тысяч раз ответ будет: «Да ничем, отъебитесь!». Но карантин-то длится. Вопросы к себе копятся. И если не сопротивляться, уныло пытаясь отмахнуться уже пересмотренным по четвертому кругу ютьюбом, то может и ответы начнут находится?
Все эти семейные ссоры, все эти конфликты, разводы – они ж не потому что два человека заперты друг с другом. Они потому что каждый из них заперт со своими эмоциями относительно друг друга.
«Господи, как меня бесит, когда он…»
А почему? А что именно ты чувствуешь? Злость, обиду, страх? А если разложить на составляющие? А бесит только когда вот так или вот если бы немного по-другому то уж не бесило бы? А почему?
Выносит нахрен до лопнувших сосудов в глазах не чашка, оставленная на столе, а эмоция «ему насрать на мой труд» или «он считает меня невидимой» или даже «он хочет, чтобы я заменила ему мать». Дело не в носках на полу, а, например, в ужасе: «он не может за собой следить, как он будет следить за нашими детьми».
Я вот, например, третьи отношения подряд от каждого шороха впадаю в истерику: «на самом деле меня не любят, а терпят, и упорно ищут вариант получше, чтобы наконец отделаться». Да-да, а ору матом, если собаку не вывели вовремя гулять (там долгая эмоционально-логическая цепочка, понятная только мне, не спрашивайте). Чтобы враг не догадался. И сама я чтобы не догадалась.
И так как от себя все равно не денешься, ибо теперь это незаконно, то самое время залезть внутрь и посмотреть, как оно там устроено. Провести реверс-инжеренинг ругани за чашку и ненависти к обоям в комнате.
Процесс не из приятных, но с кучей бонсуов. Во-первых, выудив из темной мутной воды недомолвок и самооправданий настоящую проблему, реальную боль, ее можно наконец всем показать. Себе, чтобы понять, что она есть, партнеру, чтобы случайно не наступил (и понял, наконец, зараза, как ВАЖНА эта мытая кружка), терапевту, чтобы помог пролечить, если самостоятельно не получается.
Во-вторых, можно пересобрать шкалу ценностей и выбросить нахрен ненужное и навязанное. «Господи, мне ж это повышение вообще не сдалось, мне нужно, чтобы мне сказали, что я молодец». Топать по жизни без чемодана кирпичей гораздо приятнее.
В-третьих, можно понять, что какие-то отношения и правда зашли в неразрешимый конфликт, а сохраняются исключительно из страха одиночества. (Подсказка – рвите к ебеням все контакты подобного рода, потом себе же спасибо скажете).
В общем карантин – это полезно и здорово. Те, кто не свихнутся, имеют все шансы вылезти из этой передряги ну если не просветленными, то хотя бы сильно поумневшими.
Кстати, небольшой совет от человека, в первые же два часа после випассаны натворившего ебалы, – думайте сейчас, разбирайтесь в ощущениях, копайтесь у себя там на чердаке, а вот принятие решений отложите до мирного времени. Там из него все будет выглядеть немножко по-другому.
Всем удачи!
